Успех в санкционном комплаенсе
В последние годы развивается отдельное направление юриспруденции, такое как санкционный комплаенс. Задачей юристов в рамках санкционного комлпаенса является оценка рисков, адаптация бизнес-процессов, снижение рисков потери денежных средств, а также освобождения от ответственности в связи с форс-мажором. Возникают проблемы с заключением сделок с недвижимостью, выплаты дивидендов. Для Российской Федерации такие меры являются реторсией, то есть ответными мерами на акты недружественных государств, но для бизнеса и физических лиц возникает достаточно много.
Понятие санкций содержатся как в юридической литературе, так и в международных договорах.
Изначально санкции появились в Средневековье. В 492 г. до н.э. город-государство Эгина захватил афинские торговые корабли в ответ на пленение своих граждан. В Средние века односторонние ограничительные меры активно применяли церковные власти европейских государств против мусульман: им запрещалась продажа кораблей, оружия, боеприпасов и других товаров. Латеранский собор 1179 г. официально закрепил эту практику.
В ХХ в. санкции в международных отношениях применялись 174 раза. Это число включает санкции международных организаций (Лиги Наций и ООН), а также развитых стран[1].
Кто инициирует санкции?
В ХХ в. из 174 случаев применения санкций 109 инициировали США, 16 — Великобритания, 14 — ЕС, 13 — СССР и Россия и 20 — ООН.
“Санкция – понятие весьма широкое и употребляемое в самом различном смысле. Санкция охватывает все правовые последствия, которые предусмотрены для обеспечения норм от нарушения”[2]. Г.И. Тункин еще в 70-е годы отмечал, что санкция подразумевает под собой международную правовую ответственность. Санкции сводятся к возмещению ущерба, которому сопутствуют меры принуждения в случае невыполнения государством-делинквентом этой обязанности. Также санкции можно определить как преднамеренные, вызванные действиями правительства меры по прекращению (или угрозы прекращения) традиционных торговых или финансовых отношений, в том числе:
- исключаются случаи позитивного воздействия (помощь или кредиты в обмен на изменение политики), если только это не часть политики «кнута и пряника», связанной с собственно санкциями (когда пряником зачастую является отмена санкций);
- включаются те случаи, когда истинные политические цели государством не высказываются (Хафбауэр полагается на неофициальные оценки экспертов);
- исключаются случаи нормальных экономических мер, связанных с давлением для достижения договорённостей между государствами в области торговли, финансов, налогообложения. В виде исключения Хафбауэр включает в определение случаи экспроприации имущества, так как оно обычно связано с политикой;
- исключаются ограничения, связанные с экспортом вооружений[3].
К видам санкций относятся следующие:
– санкции против юридических лиц;
– санкции против физических лиц;
– первичные санкции;
– вторичные санкции.
Россия столкнулась с беспрецедентным количеством санкций.
И конечно, для многих компаний возникает вопрос снижения рисков санкций и продолжения работы. Большое количество компаний старается решить вопросы санкционных рисков, установления условий договоров и контрактов, снижения рисков.
Для меня в 2022 году флагманской компаний, которая проходит обучение и проводит работу в рамках санкционного комплаенса, была компания АО “НТК”.
АО «Национальная транспортная компания» (НТК) – новый транспортный холдинг, в который входят Мурманский морской торговый порт, «Дальтрансуголь» в Ванино, балкерные терминалы в Туапсе и Мурманске, «Малый Порт» в Находке, терминал в Силламяэ (Эстония), вагоноремонтное депо в Невинномысске, а также строящийся терминал в Усть-Луге.
И конечно, для такой компании очень важно быть впереди других, занимая ведущее место не только в России, но и за рубежом, продолжая международное сотрудничество и осуществляя международные перевозки.
[1] Джазаири И. Доклад специального докладчика по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека. Генеральная ассамблея ООН. Совет по правам человека. 10 августа 2015 г. С. 8
[2] Weber G. International strafgerichtsbarkeit. Berlin, 1934. P. 97.
[3] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8
https://xn--j1afp.xn--p1ai/o-companii/
Метка:АО «Национальная транспортная компания», АО «НТК», вторичные санкции, ЖД перевозки, железная дорога, как бороться с санкциями, международные контракты, международные перевозки, первичные санкции, победить санкции, санкции, санкции против РФ, санкционный комплаенс, санкционный риск, терминалы, торговые порты, Успех в санкционном комплаенсе